Островский Александр Николаевич (1823 - 1886)
Афоризмы, цитаты >> Биография
Русский драматург, театральный деятель. Родился 12 апреля (по
старому стилю - 31 марта) 1823, в Москве. Отец Островского окончил курс
в духовной академии, но служил стал в гражданской палате, а затем
занимался частной адвокатурой. Потомственное дворянство было
приобретено. Мать, которой он лишился еще в детстве, — родом из низшего
духовенства. Систематического образования не получил. Детство и часть
юности прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца
Островский рано познакомился с русской литературой и почувствовал
наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста.
Окончив в 1840 гимназический курс в 1-й Московской гимназии (поступил в
1835), Островский поступил на юридический факультет Московского
университета, но окончить курс ему не удалось (учился до 1843).
По желанию отца, он поступил на службу писцом в суд. В
московских судах служил до 1851; первое жалование составляло 4 рубля в
месяц, через некоторое время оно возросло до 15 рублей. К 1846 было уже
написано много сцен из купеческого быта, и задумана комедия
"Несостоятельный должник" (по другим сведениям пьеса называлась
"Картина семейного счастья"; впоследствии - "Свои люди - сочтемся").
Наброски к этой комедии и очерк "Записки замоскворецкого жителя" были
напечатаны в одном из номеров "Московского Городского Листка" в 1847.
Под текстом значились буквы: "А. О." и "Д. Г.", то есть А. Островский и
Дмитрий Горев, провинциальный актер, предложивший ему сотрудничество.
Сотрудничество не пошло дальше одной сцены, а впоследствии послужило
для Островского источником большой неприятности, так как дало его
недоброжелателям повод обвинять его в присвоении чужого литературного
труда. Литературную известность Островскому принесла комедия "Свои люди
- сочтемся!" (первоначальное название — "Банкрут"), опубликованная в
1850. Пьеса вызвала одобрительные отклики H.В. Гоголя, И.А. Гончарова.
К постановке на сцене комедия была запрещена, Влиятельное московское
купечество, обиженное за все свое сословие, пожаловалось "начальству";
а автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному
распоряжению Николая I ( надзор был снят только после воцарения
Александра II). На сцену пьеса была допущена только в 1861.
Начиная с 1853 и на протяжении более чем 30 лет новые пьесы
Островского появлялись в московском Малом и петербургском
Александринском театрах почти каждый сезон. С 1856 Островский
становится постоянным сотрудником журнала "Современник". В 1856, когда
по мысли великого князя Константина Николаевича состоялась командировка
выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей
России в промышленном и бытовом отношениях, Островский взял на себя
изучение Волги от верховьев до Нижнего. В 1859, в издании графа Г.А.
Кушелева-Безбородко, были напечатаны два тома сочинений Островского.
Это издание и послужило поводом для той блестящей оценки, которую дал
Островскому Добролюбов и которая закрепила за ним славу изобразителя
"темного царства". В 1860 в печати появилась "Гроза", вызвавшая статью
Добролюбова ("Луч света в темном царстве"). Со второй половины 60-х
годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в
переписку с Костомаровым.
В 1863 Островский был награжден Уваровской премией и избран
член-корреспондентом Петербургской Академии наук. В 1866 (по другим
сведениям - в 1865) в Москве создал Артистический кружок, давший
впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей. В доме
Островского бывали И.А. Гончаров, Д.В. Григорович, И.С. Тургенев, А.Ф.
Писемский, Ф.М. Достоевский, И.Е. Турчанинов, П.М. Садовский, Л.П.
Косицкая-Никулина, Достоевский, Григорович, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н.
Толстой, И.С. Тургенев, П.И. Чайковский, Садовский, М.Н. Ермолова, Г.Н.
Федотова. С января 1866 был заведующим репертуарной частью московских
императорских театров. В 1874 (по другим сведениям - в 1870) было
образовано Общество русских драматических писателей и оперных
композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до
самой смерти. Работая в комиссии "для пересмотра законоположений по
всем частям театрального управления", учрежденной в 1881 при дирекции
Императорских театров, он добился многих преобразований, значительно
улучшивших положение артистов. В 1885 Островский был назначен
заведующим репертуарной частью московских театров и начальником
театрального училища. Не смотря на то, что его пьесы делали хорошие
сборы и что в 1883 император Александр III пожаловал ему ежегодную
пенсию в 3 тыс. рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до
последних дней его жизни. Здоровье не отвечало тем планам, какие он
ставил перед собой. Усиленная работа быстро истощила организм; 14 июня
(по старому стилю - 2 июня) 1886 Островский скончался в своем
костромском имении Щелыкове. Похоронили писателя там же, на погребенье
государь пожаловал из сумм кабинета 3000 рублей, вдове, нераздельно с 2
детьми, была назначена пенсия в 3000 рублей, а на воспитание трех
сыновей и дочери — 2400 рублей в год.
После смерти писателя, Московская дума устроила в Москве
читальню имени А.Н. Островского. 27 мая 1929 перед зданием Малого
театра был открыт памятник Островскому (скульптор Н.А. Андреев,
архитектор И.П. Машков).
Автор 47 пьес (по другим сведениям - 49), переводов Вильяма
Шекспира, Итало Франки, Теобальдо Чикони, Карло Гольдони, Джакометти,
Мигеля де Сервантеса. Среди произведений - комедии, драмы: "Записки
замоскворецкого жителя" (1847), "Свои люди — сочтемся!" (первоначальное
название — "Банкрут"; 1850; комедия), "Бедная невеста" (1851; комедия),
"Не в свои сани не садись" (1852), "Бедность не порок" (1854), "Не так
живи, как хочется" (1854), "В чужом пиру похмелье" (1855, комедия),
"Доходное место" (1856, комедия), трилогия о Бальзаминове (1857 -
1861), "Праздничный сон до обеда" (1857), "Не сошлись характерами"
(1858), "Воспитанница" (1858-1859), "Гроза" (1859-1860, драма), "Старый
друг лучше новых двух" (1860), "Свои собаки грызутся, чужая не
приставай" (1661), "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" (1861, 2-я редакция
1866; историческая пьеса), "Минин" (1862, историческая хроника),
"Тяжелые дни" (1863), "Шутники" (1864), "Воевода" (1864, 2-я редакция
1885; историческая пьеса), "Пучина" (1865-1866), "Дмитрий Самозванец и
Василий Шуйский" (1866; историческая пьеса), "Тушино" (1866-1867;
историческая пьеса), "Василиса Мелентьева" (1867, трагедия), "На
всякого мудреца довольно простоты" (1868, комедия), "Горячее сердце"
(1868-1869), "Бешеные деньги" (1869-1870), "Лес" (1870-1871), "Не все
коту масляница" (1871), "Не было ни гроша, вдруг алтын" (1872),
"Снегурочка" (1873; сказка, опера Н.А. Римского-Корсакова), "Поздняя
любовь" (1874), "Трудовой хлеб" (1874), "Волки и овцы" (1875), "Богатые
невесты" (1876), "Правда хорошо, счастье лучше" (1877), "Женитьба
Белугина" (1878; написана в сотрудничестве с Н.Я. Соловьевым),
"Последняя жертва" (1878), "Бесприданница" (1878-1879), "Добрый барин"
(1879), "Сердце не камень" (1880), "Дикарка" (1880; написана в
сотрудничестве с Н.Я. Соловьевым), "Невольницы" (1881), "На порог к
делу"(1881; написана в сотрудничестве с Н.Я. Соловьевым), "Светит, да
не греет" (1881; написана в сотрудничестве с Н.Я. Соловьевым), "Таланты
и поклонники" (1882), "Без вины виноватые" (1884), "Красавец-мужчина"
(1888), "Не от мира сего" (1885; последняя пьеса Островского,
напечатана за несколько месяцев до кончины писателя); перевод десяти
"интермедий" Сервантеса, комедии Шекспира "Укрощение своенравной",
"Антоний и Клеопатра" (перевод не был напечатан), комедии Гольдони
"Кофейная", комедии Франка "Великий банкир", драмы Джакометти "семья
преступника".
|