ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818 - 1883), русский писатель, член-корреспондент
Петербургской АН (1860). В цикле рассказов «Записки охотника» (1847-52)
показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина,
поэзию природы. В социально-психологических романах «Рудин» (1856), «Дворянское
гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), повестях «Ася»
(1858), «Вешние воды» (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры
и новых героев эпохи разночинцев и демократов, образы самоотверженных
русских женщин. В романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877) изобразил жизнь
русских за границей, народническое движение в России. На склоне жизни
создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882). Мастер языка
и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие
русской и мировой литератур.
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич [28 октября (9 ноября) 1818, Орел - 22 августа
(3 сентября) 1883, Буживаль, близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище
в Санкт-Петербурге], русский писатель.
По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная
Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский
уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося
тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья
переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и
у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение
Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический
факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений
ранней юности (1833) влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую
в эту пору роман с отцом Тургенева, отразилось в повести «Первая любовь»
(1860).
В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе
литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу;
тот приглашает студента на литературный вечер (в дверях Тургенев столкнулся
с А. С. Пушкиным), а в 1838 печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения
«Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано
около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая
поэма «Стено»).
В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить образование
соединилось с неприятием российского уклада, основанного на крепостном
праве). Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл Тургенев, будет
описана им в очерке «Пожар на море» (1883; на французском языке). До августа
1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается
классическими языками, пишет стихи, общается с Т. Н. Грановским, Н. В.
Станкевичем. После короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется
в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится
с М. А. Бакуниным. Прибыв в Россию, он посещает имение Бакуниных Премухино,
сходится с этой семьей: вскоре начинается роман с Т. А. Бакуниной, что
не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь
Пелагею). В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних
дел.
В 1843 появляется поэма на современном материале «Параша», получившая
высокую оценку В. Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу
(в 1846 Тургенев стал крестным его сына), сближение с его окружением (в
частности, с Н. А. Некрасовым) изменяют его
литературную ориентацию: от романтизма он обращается к иронико-нравоописательной
поэме («Помещик», «Андрей», обе 1845) и прозе, близкой принципам «натуральной
школы» и не чуждой влиянию М. Ю. Лермонтова («Андрей Колосов», 1844;
«Три портрета», 1846; «Бретер», 1847).
1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной
Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее
течение его жизни. В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847
по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель
французской революции 1848): опекает больного Белинского во время его
путешествия; тесно общается с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится
с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести
«Петушков» (1848), «Дневник лишнего человека» (1850), комедии «Холостяк»
(1849), «Где тонко, там и рвется», «Провинциалка» (обе 1851), психологическую
драму «Месяц в деревне» (1855).
Главное дело этого периода «Записки охотника», цикл лирических очерков
и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч» (1847; подзаголовок
«Из записок охотника» был придуман И. И. Панаевым для публикации в разделе
«Смесь» журнала «Современник»); отдельное двухтомное издание цикла вышло
в 1852, позднее добавлены рассказы «Конец Чертопханова» (1872), «Живые
мощи», «Стучит» (1874). Принципиальное многообразие человеческих типов,
впервые выделенных из прежде не замечаемой или идеализируемой народной
массы, свидетельствовало о бесконечной ценности всякой неповторимой и
свободной человеческой личности; крепостной порядок представал зловещей
и мертвой силой, чуждой природной гармонии (детализированная конкретика
разнородных пейзажей), враждебной человеку, но неспособной уничтожить
душу, любовь, творческий дар. Открыв Россию и русского человека, положив
начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника»
стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева: отсюда
тянутся нити и к исследованию феномена «лишнего человека» (проблема, намеченная
в «Гамлете Щигровского уезда»), и к осмыслению таинственного («Бежин луг»),
и к проблеме конфликта художника с душащей его обыденностью («Певцы»).
В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге
и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на
съезжую (там был написан рассказ «Муму»). В мае выслан в Спасское, где
живет до декабря 1853 (работа над неоконченным романом, повестью «Два
приятеля», знакомство с А. А. Фетом, активная переписка с С. Т. Аксаковым
и литераторами из круга «Современника»); в хлопотах об освобождении Тургенева
важную роль сыграл А. К. Толстой.
До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в Петербурге,
летом в Спасском. Его ближайшая среда редакция «Современника»; состоялись
знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским; Тургенев
принимает участие в издании «Стихотворений» Ф. И. Тютчева (1854) и снабжает
его предисловием. Взаимное охлаждение с далекой Виардо приводит к краткому,
но едва не закончившемуся женитьбой роману с дальней родственницей О.
А. Тургеневой. Публикуются повести «Затишье» (1854), «Яков Пасынков» (1855),
«Переписка», «Фауст» (обе 1856).
«Рудиным» (1856) открывается серия тургеневских романов, компактных по
объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога, журналистски точно фиксирующих
актуальную социально-политическую проблематику и, в конечном итоге, ставящих
«современность» перед лицом неизменных и загадочных сил любви, искусства,
природы. Воспламеняющий аудиторию, но неспособный на поступок «лишний
человек» Рудин; напрасно грезящий о счастье и приходящий к смиренному
самоотвержению и надежде на счастье для людей нового времени Лаврецкий
(«Дворянское гнездо», 1859; события происходят в обстановке близящейся
«великой реформы»); «железный» болгарин-революционер Инсаров, становящийся
избранником героини (то есть России), но «чужой» и обреченный смерти («Накануне»,
1860); «новый человек» Базаров, скрывающий за нигилизмом романтический
бунт («Отцы и дети», 1862; пореформенная Россия не освобождается от вечных
проблем, а «новые» люди остаются людьми: «дюжинные» будут жить, а захваченные
страстью или идеей погибнут); зажатые меж «реакционной» и «революционной»
пошлостью персонажи «Дыма» (1867); революционер-народник Нежданов, еще
более «новый» человек, но по-прежнему неспособный ответить на вызов изменившейся
России («Новь», 1877); все они, вкупе с второстепенными персонажами (при
индивидуальном несходстве, различии нравственно-политических ориентаций
и духовного опыта, разной степени близости к автору), состоят в тесном
родстве, совмещая в разных пропорциях черты двух вечных психологических
типов героического энтузиаста, Дон Кихота, и поглощенного собой рефлектера,
Гамлета (ср. программную статью «Гамлет и Дон Кихот», 1860).
Отбыв за границу в июле 1856, Тургенев попадает в мучительный водоворот
двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже дочерью. После
трудной парижской зимы 1856-57 (завершена мрачноватая «Поездка в Полесье»)
он отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее
поэтичных повестей, поддающуюся, впрочем, истолкованию в общественном
ключе (статья Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous», 1858),
а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 он в Спасском; в дальнейшем
нередко год Тургенева будет члениться на «европейский, зимний» и «российский,
летний» сезоны.
После «Накануне» и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова «Когда
же придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с радикализировавшимся
«Современником» (в частности, с Н. А. Некрасовым;
их взаимная враждебность сохранялась до конца). Конфликт с «молодым поколением»
усугубился романом «Отцы и дети» (памфлетная статья М. А. Антоновича «Асмодей
нашего времени» в «Современнике», 1862; так называемым «расколом в нигилистах»
во многом мотивирована позитивная оценка романа в статье Д. И. Писарева
«Базаров», 1862). Летом 1861 произошла ссора с Л. Н. Толстым, едва не
обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878). В повести «Призраки» (1864) Тургенев
сгущает намечавшиеся в «Записках охотника» и «Фаусте» мистические мотивы;
эта линия получит развитие в «Собаке» (1865), «Истории лейтенанта Ергунова»
(1868), «Сне», «Рассказе отца Алексея» (оба 1877), «Песни торжествующей
любви» (1881), «После смерти (Клара Милич)» (1883). Тема слабости человека,
оказывающегося игрушкой неведомых сил и обреченного небытию, в большей
или меньшей мере окрашивает всю позднюю прозу Тургенева; наиболее прямо
она выражена в лирическом рассказе «Довольно!» (1865), воспринятом современниками
как свидетельство (искреннее или кокетливо-лицемерное) ситуативно обусловленного
кризиса Тургенева (ср. пародию Ф. М. Достоевского в романе «Бесы», 1871).
В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871
они живут в Бадене, затем (по окончании франко-прусской войны) в Париже.
Тургенев близко сходится с Г. Флобером и через него с Э. и Ж. Гонкурами,
А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассаном; он принимает на себя функцию посредника
между русской и западными литературами. Растет его общеевропейская слава:
в 1878 на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран
вице-президентом; в 1879 он почетный доктор Оксфордского университета.
Тургенев поддерживает контакты с русскими революционерами (П. Л. Лавровым,
Г. А. Лопатиным) и оказывает материальную поддержку эмигрантам. В 1880
Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве.
В 1879-81 старый писатель переживает бурное увлечение актрисой М.
Г. Савиной, окрасившее его последние приезды на родину.
Наряду с рассказами о прошлом («Степной король Лир», 1870; «Пунин и Бабурин»,
1874) и упомянутыми выше «таинственными» повестями в последние годы жизни
Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания»,
1869-80) и «Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены едва ли
не все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно
бы в присутствии близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора
года мучительной болезни (рак спинного мозга). Похороны в Петербурге вылились
в массовую манифестацию.
|